ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА детско-юношеской спортивной школы на 2019-2020 учебный год

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 

детско-юношеской спортивной школы

на 2019-2020 учебный год

1.Информационная справка учреждения

Полное наименование: Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования" Детско-юношеская спортивная школа" Пристенского района Курской области

 Краткое наименование: МКОУ ДО «ДЮСШ» Пристенского района

 Местонахождение учреждения: 

 - фактический адрес: 306200 Курская область, Пристенский район, п. Пристень, ул. Советская, д. 24 

юридический адрес: 306200 Курская область, Пристенский район, п. Пристень, ул. Советская, д. 24 

Учредитель Администрация Пристенского района в лице Управления образования, опеки и попечительства  

Организационно-правовая форма: казенное учреждение. 

Тип: организация дополнительного образования. 

МКОУ ДО «ДЮСШ» имеет бессрочную лицензию на ведение образовательной деятельности (регистр. номер №2430 от 24 октября 2016 г. серия 46ЛО1№ 0000529)  

Электронный адресdyuss.pristen@yandex.ru  

Сайт учреждения: www.pri-dush.ru

Вид деятельности образовательного учреждения: реализация дополнительных образовательных программ детей и взрослых. 

1.1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной программы

Образовательная программа является нормативным документом, определяющим основные направления образовательной деятельности МКОУ ДО «ДЮСШ», цели, задачи, объем, содержание, планируемые результаты. Образовательная программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и

спорте в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 №751

«Концепция модернизации российского образования до 2020 года»;

 - Конституции Российской Федерации; 

 - Всеобщая декларация прав человека;  

 - Конвенция ООН о правах ребенка. 15 сентября 1990 г; 

 - Приказа Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;  

- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014г. №1726-р;  

- Устав МКОУ ДО «ДЮСШ» и других локальных актов учреждения; 

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;  

Образовательная программа МКОУ ДО «ДЮСШ» предназначена удовлетворять потребности обучающихся в получении качественного бесплатного дополнительного образования по дополнительным образовательным программам, реализуемым в учреждении; выборе вида спорта, тренера-преподавателя, дополнительной образовательной программы в соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями.  

2.Организация образовательной деятельности

2.1. Цели, задачи образовательной программы

Образовательная деятельность в учреждении регламентируется Уставом, образовательной программой, лицензией, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, дополнительными образовательными программами физкультурно-спортивной направленности и осуществляется в форме учебно-тренировочных занятий.  

Цель образовательной программы: организовать образовательную деятельность обучающихся по дополнительным образовательным программам физкультурно-спортивной направленности. 

Основные задачи: 

  • обеспечение доступности полного спектра образовательных услуг для обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет; 
  • совершенствование системы мониторинговых исследований образовательной деятельности; 
  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, для повышения спортивных результатов каждого обучающегося в выбранном виде спорта; 
  • формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни, укрепление их здоровья и личной безопасности; 
  • удовлетворение потребности обучающихся в занятиях физической культурой и спортом; 
    • социальная адаптация обучающихся; 
    • организация содержательного досуга. 

2.2. Особенности организации образовательной деятельности, учебный план и его обоснование, календарный учебный график 

МКОУ ДО «ДЮСШ» осуществляет образовательную деятельность в течение всего календарного года, включая каникулярное время и выходные дни. Обучение ведется на русском языке по безоценочной системе. Согласно Уставу МКОУ ДО «ДЮСШ» дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы реализуются для детей. 

Минимальный возраст зачисления детей в ДЮСШ по видам спорта определяется в соответствии с дополнительными образовательными программами: 

№п/п

Вид спорта

Минимальный возраст для зачисления детей

1.

Волейбол

8 лет

2.

Легкая атлетика

8 лет

3.

Настольный теннис

7 лет

4.

Футбол

7 лет

5.

Дзюдо

7лет

6.

Баскетбол

8 лет

 

Правила приема обучающихся

Общие требования к приему граждан в Учреждение регулируются Законом Российской Федерации «Об образовании». 

Прием граждан в учреждение осуществляется руководителем на основании: 

  •  письменного заявления родителей (законных представителей); 
  • медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка. 

Прием обучающихся на обучение по дополнительным общеразвивающим и предпрофессиональным программам осуществляется на основании «Правил приема в ДЮСШ на обучение по дополнительным общеразвивающим и предпрофессиональным программам». 

На обучение по дополнительным общеразвивающим и предпрофессиональным программам принимаются практически все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний, так как этого требуют педагогическая этика и психологические законы спортивной ориентации.  

На этап начальной подготовки зачисляются обучающиеся, желающие заниматься спортом, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие индивидуальный отбор путем выполнения нормативов по общей физической и специальной физической подготовке по виду спорта. 

На учебно-тренировочный этап зачисляются только практически здоровые обучающиеся, прошедшие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее трех лет, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных учебными программами. 

Перевод обучающихся в группу следующего года обучения производится решением педагогического совета на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке по видам спорта. 

Обучающиеся, не выполнившие эти требования, на следующий год обучения не переводятся. Такие обучающиеся могут решением педагогического совета учреждения продолжать обучение повторный год, но не более одного раза на данном этапе подготовки. 

Образовательная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных группах, объединенных в отделения по видам спорта. Формы проведения занятий: групповая и индивидуальная. 

Количественный состав обучающихся и объем тренировочной нагрузки в неделю в группах определяется в зависимости от вида спорта, года обучения.  

Этапы подготовки

Период обучения, лет

Минимальная наполняемость группы, обучающихся

Максимальная наполняемость 

группы, обучающихся

Максимальный объем тренировочной нагрузки, часов в неделю

Начальной подготовки 

До года обучения 

20 

20

6

 

Свыше года обучения 

16-18

16-18

9

Учебно-тренировочный 

До 2 лет обучения 

14-15

14-15

12

 

свыше 2 лет обучения 

9 -13

9-13

16

Продолжительность обучения в каждом отделении по видам спорта предусмотрена реализуемой дополнительной общеобразовательной программой и включает:  

этап начальной подготовки, который длится: 

- настольный теннис - 3 года; 

                  - легкая атлетика - 3 года;

-  баскетбол - 3 года; 

- волейбол – 3года;

- футбол – 3 года;

- дзюдо – 3 года.

учебно-тренировочный этап, который длится: 

- теннис – 6 лет;

               - легкая атлетика – 6 лет;

 - баскетбол – 6 лет;

                          - волейбол – 6 лет;

               - футбол – 6 лет;

                - дзюдо – 6 лет.

Занятия для обучающихся в учреждении проводятся в режиме семидневной недели. Продолжительность занятия по дополнительным общеразвивающим программам на этапе начальной подготовки не должна превышать 2-х часов в день, на тренировочном этапе — 3-х часов в день. 

Продолжительность одного занятия составляет 45 минут. Между занятиями в группах могут предусматриваться перерывы длительностью не менее 10 минут. 

Организация образовательной деятельности в учреждении регламентируется в соответствии с законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», календарным учебным графиком, учебным планом. 

Учебная программа определяет направления образовательной деятельности отделений по видам спорта, названия реализуемых программ, количество часов в неделю и количество учебных групп по годам и этапам обучения. Количество часов и групп определяется приоритетами образовательной направленности, социальным заказом родителей, муниципальным заданием. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами.  

Учебная программа рассчитана на 38 недель учебно-тренировочных занятий для реализации дополнительных предпрофессиональных программ, не менее 38 недель — для реализации дополнительных общеразвивающих программ. Реализация программы позволяет удовлетворить образовательные запросы обучающихся и их родителей; создать каждому воспитаннику школы условия для самоопределения и развития; обеспечить возможность детям и подросткам реализовать свой физический потенциал, задатки и способности к избранному виду спорту. 

Дополнительные образовательные программы реализуются согласно учебного плана и комплектования МКОУ ДО "ДЮСШ" на 2019-2020 учебный год. 

Образовательная деятельность организуется в соответствии с дополнительными образовательными программами (общеразвивающими и предпрофессиональными). 

Дополнительные общеразвивающие программы рассчитаны на срок от одного года до трех лет, предпрофессиональные – от трех до шести лет обучения. 

Учебно-тренировочные занятия проводятся согласно утвержденному расписанию.  

Основными формами учебно–тренировочного процесса являются: 

  • групповые практические занятия по расписанию; 
  • тренировки по индивидуальным планам и выполнение домашних заданий; 
  • участие в соревнованиях, турнирах и матчевых встречах;  
  • инструкторская и судейская практика. 

Методы и формы работы подбирает тренер-преподаватель с учетом избранного вида спорта, индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. 

В учреждении организована работа сайта. Сайт является информационным ресурсом учреждения, который обеспечивает официальное представление информации об учреждении в сети «Интернет», с целью оперативного ознакомления педагогических работников, обучающихся, родителей, социальных партнеров и других заинтересованных лиц с образовательной деятельностью учреждения.  

3. Организационно-педагогические ресурсы, способствующие реализации образовательной программы

3.1. Кадровое обеспечение 

За годы работы в спортивной школе сложился сплоченный творческий педагогический коллектив, который является самым ценным ресурсом МКОУ ДО «ДЮСШ». 

Уровень профессиональной компетентности педагогических работников характеризуется тем, что 95 % имеют высшее образование, аттестованы на соответствие должности — 16 человек (100 %). 

3.2 Программно-методическое обеспечение 

Наличие грамотно составленного программно-методического обеспечения является одним из важнейших показателей качества образования и профессиональной компетенции тренерского состава.  

Учебно-тренировочная деятельность в ДЮСШ реализуется в соответствии с дополнительными образовательными программами, разработанными на основании «Положения о разработке и требованиях к структуре и содержанию программ, реализуемых в МКОУ ДО «ДЮСШ», и к срокам обучения по этим программам и «Положения о разработке и требованиях к структуре и содержанию дополнительных программ». 

В МКОУ ДО «ДЮСШ» реализуются дополнительные образовательные программы физкультурно-спортивной направленности по шести видам спорта: футбол, дзюдо, легкая атлетика, настольный теннис, волейбол и баскетбол. Реализация образовательных программ направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков.  

Дополнительные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.  

Дополнительные общеразвивающие программы реализуются по легкой атлетике, настольному теннису, волейболу, футболу, дзюдо и баскетболу. Дополнительные предпрофессиональные программы реализуются по баскетболу, настольному теннису и дзюдо. 

Дополнительные предпрофессиональные программы физкультурно-спортивной направленности включают в себя следующие предметные области: 

- теория и методика физической культуры и спорта;  

- общая и специальная физическая подготовка; 

- избранный вид спорта (техническая и тактическая подготовка по избранному виду спорта); 

- другие виды спорта и подвижные игры; 

а также приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях, инструкторская и судейская практика. 

Спектр предлагаемых программ отличается разнообразием, ориентацией на социальный заказ, развивающим характером.  

Сложившаяся система работы с одаренными в спорте детьми обеспечивает возможность обучающимся принимать активное участие в различных соревнованиях, завоевывать призовые места на муниципальных, региональных соревнованиях, выступать в составе сборной команды Курской области, выполнять нормативы спортивных разрядов. 

3.3. Материально-техническое обеспечение

Административно-хозяйственная деятельность направлена на создание условий для обеспечения образовательной деятельности.  

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности складывается:  

• из собственных ресурсов, которыми обладают помещения здания МКОУ ДО «ДЮСШ» (спортивный зал «Витязь»), где проводятся учебно-тренировочные занятия;  

• из привлеченных ресурсов общеобразовательных организаций района, на базе которых МКОУ ДО «ДЮСШ» проводит учебно-тренировочные занятия согласно договорам безвозмездного пользования, договорам о совместной деятельности.

Каждое отделение по виду спорта имеет спортивное оборудование и инвентарь. В МКОУ ДО «ДЮСШ» имеются технические средства обучения: ноутбук, компьютер, мфу, подключение к сети Интернет, работает электронная почта. Таким образом, обеспечивается возможность сотрудникам работать с различными электронными ресурсами. 

 В распоряжении МКОУ ДО "ДЮСШ" имеются спортивный зал "Витязь", ФОК «Русич» и спортивная база МКОУ Пристенского района расположены по адресам (306200, Курская область, Пристенский район, п.Пристень, улица Почтовая, 56; 306200, Курская область, Пристенский район, п.Пристень, ул. Советская , д. 49; 306220, Курская область, Пристенский район, с Бобрышово, улица Плант,  28 «а», 306214, Курская область, Пристенский район с. Ольшанка, ул. Школьная, 40,  306211 Курская область, Пристенский район, п. Кировский, ул. Ломоносова, 16, 306204, Курская область, Пристенский район, с. Пристенное, ул. Школьная, д.1, 306200, Курская область, Пристенский район, с. Средняя Ольшанка, ул. Школьная д.1;  306215 Курская область, Пристенский район, п. Кировский, ул. Школьная, д.17, 306226 Курская область, Пристенский район, с. Сазановка, улица Школьная, 6, 306228 Курская область, Пристенский район, с. Черновец, улица Молодежная ,1,  306221 Курская область, Пристенский район, с. Котово, улица Центральная, 1,).

Материально-техническая база МКОУ ДО «ДЮСШ» соответствует санитарным нормам, правилам пожарной безопасности и позволяет решать задачи обучения и воспитания. 

4. Диагностика результативности освоения программы. 

Оценочные и методические материалы.

Образовательный результат

Управление качеством образования является одним из ведущих направлений совершенствования образовательной деятельности учреждения. На основании мониторинга фиксируется состояние качества дополнительного образования детей в целом, прогнозируется его развитие. 

Одними из показателей результативности освоения программы являются спортивные достижения воспитанников ДЮСШ.  

Основные формы подведения итогов реализации образовательной программы: соревнования, сдача контрольно-переводных нормативов, выполнение нормативов по спортивным разрядам в соответствии со спецификой вида спорта. После окончания спортивной школы выпускники, освоившие учебную программу в полном объеме, получают документ об окончании ДЮСШ. 

Мониторинг — это непрерывное (систематическое) отслеживание состояния и результатов какой-либо деятельности с целью управления их качеством и повышения эффективности. Целью мониторинга является обеспечение объективного информационного сопровождения эффективного управления на всех уровнях и направлениях деятельности учреждения. Одним из предметов мониторинга в ДЮСШ являются образовательные результаты. 

Детско-юношеская спортивная школа как учреждение физкультурно-спортивной направленности ежегодно сдает различные отчеты, которые включают в себя результаты работы ДЮСШ по разным параметрам. Например, контингент, численность занимающихся по годам и этапам обучения, количество подготовленных спортсменов-разрядников,лучшие личные, командные достижения обучающихся школы на различных соревнованиях, тренерско-преподавательский состав (образование, категория) и др. 

На основании данных отчетов и материалов, а также в соответствии с учебными программами по видам спорта, выстроилась система показателей образовательных результатов спортивной школы. 

Выполнение контрольно-переводных нормативов.

В каждой дополнительной общеобразовательной программе представлены контрольные нормативы и упражнения, которые являются основой постоянного контроля за темпами развития физических качеств обучающихся. Контроль включает: тестирование физического состояния ребенка, его общефизической и специальной физической подготовленности и проводится 3 раза в год. 

Комплексный педагогический контроль позволяет объективно оценить подготовленность обучающегося МКОУ ДО «ДЮСШ». При выполнении нормативных требований по ОФП (общей физической подготовке) и СФП (специальной физической подготовке) осуществляется прием обучающихся на учебно-тренировочный этап и перевод по годам обучения. 

Документация по нормативам систематизируется по учебным годам, и также фиксируется на последних страницах в журнале учета занятий. 

Выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов.

Одним из показателей работы спортивной школы является подготовка спортсменов-разрядников. Присвоение спортивных званий и разрядов осуществляется в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией (ЕВСК), где определены нормы, выполнение которых необходимо для их присвоения для всех официально признанных видов спорта. 

Анализ данного показателя позволяет наблюдать за продвижением обучающегося (т. е. периодичностью повышения разряда), а также сравнивать количественные данные по отделениям и тренерам. 

Результаты участия в соревнованиях разного уровня (кол-во принявших участие и количество занятых призовых мест).

Важной составляющей деятельности ДЮСШ являются результаты участия воспитанников в различных соревнованиях, где они приобретают соревновательный опыт, показывают не только свои возможности, но и результаты учебных тренировок, а также вклад своего тренера. 

На основании протоколов соревнований ведется школьная электронная база «Достижения воспитанников ДЮСШ». 

С целью диагностики успешности овладения обучающимися содержания образовательной программы проводится педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов тестирования, выполнения обучающимися контрольных упражнений, участия в соревнованиях, а также регулярности посещаемости обучающимися занятий. 

В ходе реализации программы используются следующие виды контроля: 

- входной (проводится с целью определения начального уровня физических способностей детей при записи в группу и на первых занятиях (беседа с ребёнком, наличие медицинской справки, результаты контрольных упражнений, педагогические наблюдения), 

- промежуточный (проводится в декабре (в конце первого полугодия), контрольные нормативы по общефизической подготовке с целью определения промежуточных результатов обучения),  

- итоговый проводится в конце учебного года с целью определения уровня физических способностей, обучающихся в результате освоения программы: тестирование, сдача контрольных упражнений по ОФП и СФП, соответствующие возрасту воспитанников). Подведением итогов по реализации программы является участие воспитанников в соревнованиях различного уровня (школьных, городских, областных). 

Формами подведения итогов для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы могут быть дневники педагогических наблюдений, протоколы сдачи контрольных упражнений по ОФП и СФП, протоколы соревнований. 

Образовательный результат — это, прежде всего, достижение ребенка. Образовательный результат всегда есть то или иное проявление успешности или не успешности ребенка в конкретном виде деятельности.

Мониторинг — одно из важнейших педагогических средств предотвращения и преодоления не успешности детей и подростков. 

Методическое обеспечение:

Для обеспечения качественного образовательного процесса в учреждении создана система методической работы, обеспечивающая непрерывный профессиональный рост тренерского состава, молодых специалистов.  

Методическая работа в учреждении включает в себя:  

- информационно-методические мероприятия (семинары, заседания педагогического совета, индивидуальная работа с тренером-преподавателем);  

- практико-ориентированные мероприятия (работа с педагогическими кадрами, проведение открытых занятий, мероприятий, изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, участие в профессиональных конкурсах);  

- научно-методическое обеспечение (аналитическая и диагностическая деятельность);  

- инструктивно-методические мероприятия (создание и пополнение методического фонда, консультативная и методическая помощь тренерскому составу учреждения). 

Программно-методическое обеспечение образовательной программы.

Перечень реализуемых дополнительных общеобразовательных программ:

-  дополнительная общеобразовательная программа по лёгкой атлетике для этапа начальной подготовки;

- дополнительная общеобразовательная программа по волейболу для этапа начальной подготовки;

- дополнительная общеобразовательная программа по баскетболу для этапа начальной подготовки;

-дополнительная предпрофессиональная программапо баскетболу для учебно – тренировочного этапа

-дополнительная общеобразовательная программа по настольному теннису для этапа начальной подготовки

- дополнительная предпрофессиональная программа по настольному теннису для учебно – тренировочного этапа

- дополнительная общеобразовательная программа по дзюдо для этапа начальной подготовки;

дополнительная предпрофессиональная программапо дзюдо для учебно – тренировочного этапа;

дополнительная общеобразовательная программа по футболу для этапа начальной подготовки.

5. Ожидаемые результаты освоения программы

Модель выпускника

«Модель выпускника» — ожидаемый результат деятельности всех субъектов образовательного процесса. Это ориентир для построения учебно-воспитательного процесса, согласования деятельности различных звеньев и структур учреждения, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, развертывания контрольно-мониторинговых комплексов и т.д. 

Обучающиеся, окончившие детско-юношескую спортивную школу, это выпускники: 

  • освоившие дополнительную образовательную программу по избранному виду спорта; 
  • освоившие комплексы физических упражнений; 
  • овладевшие навыками спортивной деятельности по выбранному виду спорта; 
  • имеющие соревновательный опыт; 
  • овладевшие основами личной гигиены и здорового образа жизни; 
  • знающие свои гражданские права и умеющие их реализовать; 
  • уважающие свое и чужое достоинство; 
  • обладающие высокими морально-волевыми и нравственными качествами, самостоятельностью в принятии решений, ответственностью, коммуникабельностью, творческой активностью; 
  • уважающие собственный труд и труд других людей; 
  • для которых значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание. 

Обучающиеся, прошедшие обучение в детско-юношеской спортивной школе, должны быть лучше подготовлены к реальной жизни в обществе, обладать способностью добиваться намеченной цели, используя цивилизованные, нравственные средства ее достижения, с отсутствием закомплексованности, имеющие чувство собственного достоинства и умение управлять собой.  

6. Заключение

Данная образовательная программа позволяет подойти к планированию будущего как к разработке целостной системы действий с четко определенными результатами.  

Образовательная программа позволяет своевременно предупреждать возможные угрозы достижения запланированного результата. Наличие программы дает возможность знать, кто, когда и какие действия будет совершать, какой конечный результат должен быть получен к определенному времени.  

- образовательной деятельности, фиксацию его реализации в целом и на

отдельных этапах, выявление и фиксирование динамики промежуточных

и итоговых результатов;

– проведение спортивно-массовых мероприятий, собраний, представлений,

организацию досуга и общения обучающихся, группового просмотра

кино- и видеоматериалов;

– маркетинг образовательных услуг и работу школьных медиа (работа

сайта образовательной организации, представление школы в социальных

сетях и пр.);

– организацию медицинского обслуживания и отдыха обучающихся и

педагогических работников